Опрос руководителей по итогам прошлого года показал, что почти половине российских предприятий необходимо увеличение инвестиций. Больше всего средств бизнесу требуется, чтобы купить отечественные машины и оборудование. Что Business FM об инвестициях рассказали предприниматели?
Фото: Вадим Ахметов/ТАСС
Почти половина российских предприятий нуждаются в росте инвестиций. Это показал опрос руководителей по итогам 2022 года, проведенный Центром конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ, пишет РБК. В увеличении инвестиций нуждается почти половина российских промышленных предприятий, и лишь у 5% потребность в капиталовложениях снизилась. Больше всего для бизнеса актуальны инвестиции в покупку отечественного оборудования и машин. Другое востребованное направление для капиталовложений — выпуск продукции в рамках программы импортозамещения. Кроме того, бизнес стремится инвестировать в развитие кадрового потенциала, в том числе обучение работников и поиск высококвалифицированных сотрудников.
Business FM спросила у предпринимателей, какие инвестиции нужны бизнесу:
Основатель Vengeance Games, преподаватель Высшей школы экономики Константин Сахнов:
«Инвестиции для нас крайне актуальны. Мы находимся на стадии их поиска, работаем с частными финансовыми консультантами, с государственными программами. Я ментор фонда «Сколково», поэтому могу обратиться к коллегам. Полагаю, что коллеги, рассказывая людям про то, что происходит в игровой индустрии, как здесь работать, могут помочь с тем, как привлекать инвестиции. Раньше мы полагались в первую очередь на свои средства и на венчурные фонды, которые массово раздают деньги не очень большими суммами: от полумиллиона долларов до 2-5 млн долларов, не больше. Сейчас такие фонды с нами не работают, но появляются новые варианты, есть частные непрофильные инвесторы. Мы ходим к ним, но с этим большая проблема, нет прослойки между бизнесом, кто хочет найти эти инвестиции, и этими инвесторами. Мы не знаем, как искать друг друга, в какой бизнес вложиться, какой хороший, какой — нет, поэтому здесь большое поле, есть потребность в посреднических услугах. Есть государственные инвестиции, но пока их тоже очень мало».
***
Генеральный директор производителя спортивных тренажеров MB-Barbell Вадим Маркелов:
«Мы работаем в крупных российских проектах. Это «Спорт — норма жизни» и то, что касается оборудования, которое мы поставляем в крупные города, в том числе в Москву. Того объема денег, который мы получаем, нам хватает, чтобы инвестировать в свое производство. Инвестиции должны соответствовать объему продукции, который рынок готов принять. Второй фактор — это специалисты, которых нужно готовить не один год. Эти два фактора в основном сдерживают количество инвестиций. Покупка оборудования — технически не такая большая сложность, все можно организовать. Понятно, что сейчас есть ограничения по качеству, что мы не можем купить в европейских странах, но все равно мы можем доставить из азиатских стран оборудование, которое будет выполнять операции. Поэтому если привязка, как у нас, идет ближе к машиностроению, то есть металлообработке, то необходимое оборудование мы получаем практически в нужном объеме — роботы, лазеры. Но людей на это готовить надо не один год».
***
Исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин:
«Инвестиции всегда актуальны, потому что есть идеи, которые хочется воплотить. Другое дело, что мы живем в ситуации серьезной нестабильности. Это и валютные курсы, и инициативы, которые высказываются. На днях была инициатива запретить импорт вина. Она прошла незамеченной, но СМИ об этом писали. У нас есть идеи по расширению собственной розничной сети, по открытию филиалов. Но каждый раз думаем о том, что может произойти, какие-то вещи нас останавливают. Мы не очень большая частная компания, поэтому речь идет об инвестициях собственников и реинвестициях собственной прибыли. На фондовом рынке не присутствуем, но собственные доходы регулярно рефинансируем, реинвестируем в собственный бизнес. Мы регулярно обучаем персонал, в прошлом году перезапустили нашу винную школу. Тоже важная инвестиция, потому что важно, чтобы люди, которые работают с вином, — не только наши сотрудники, но и сотрудники наших партнеров — знали о нем многое и могли правильно презентовать и продать этот продукт».
Выборочное исследование инвестиционной активности проводит также Росстат на основе опроса почти 24 тысяч организаций по всей стране. Результаты опроса, проведенного осенью прошлого года, показали, что примерно для 70% промышленных предприятий ключевой целью инвестирования стала замена изношенной техники и оборудования. Второй по значимости инвестиционной целью — ее назвали 55% руководителей — выступила автоматизация или механизация существующего производственного процесса.
Источник: bfm.ru