Комиссии постфактум, или почему важно следить за тарифами банка

В последние недели появились сообщения, что крупные российские банки вводят дополнительные комиссии на финансовые операции. Иногда такие нововведения становятся неожиданностью для клиентов. Об этом рассказывают и слушатели Business FM

Фото: Олег Елков/ТАСС

Слушательница Business FM долгое время переводила деньги с зарплатной карты крупного банка на ипотечный счет в другом банке, чуть менее крупном. Делала это, как привыкла, через приложение. Никакой комиссии раньше не было. Это были банки-партнеры. Но однажды за привычную операцию списали 1,5 тысячи рублей.

Изменилась и ситуация с банкоматами. Снимать наличные без комиссии с карты первого банка, используя терминал второго, теперь тоже нельзя. И об этом стало известно тоже после того, как деньги уже были сняты. А с ними и комиссия.

Ситуация довольно типичная, комментирует эксперт финансового рынка Андрей Бархота. Банки вольны изменять тарифные планы в одностороннем порядке. Тут и снятие наличных, и пополнение через банкомат, и изменение идентификационных данных, например ПИН-кода, или перевыпуск карты.

Андрей Бархота эксперт финансового рынка «Если изменение связано с отдельными тарифами, то клиент об этом может узнать на сайте банка. То есть поинтересовавшись, не изменились ли тарифы, не изменилась ли комиссия. Банки все-таки тяготеют к тому, чтобы сохранять планы по комиссионному доходу. Я напомню, что он не зависит от кредитования, может замедляться или ускоряться. Но комиссионный доход связан именно с ежедневными транзакциями клиентов. Если какие-то из комиссий начинают не выполняться в рамках плана, банки стремятся их компенсировать за счет изменения других тарифов».

Банки изменяют положения в своем тарифном сборнике. Его публикуют на сайте, и за всеми актуальными данными клиенту нужно обращаться туда. Но, понятное дело, обычные люди вряд ли постоянно мониторят этот раздел. Да и не сказать, что неподготовленный человек быстро найдет там нужную информацию. Поэтому комиссии становятся неожиданностью. Некоторые банки актуализируют тарифы ежемесячно, зачастую не в пользу клиента.

Можно ли говорить о том, что банки намеренно скрывают новые условия от клиентов? Отвечает финансовый эксперт, автор телеграм-канала CardReview Андрей Чирков.

Андрей Чирков финансовый эксперт, автор телеграм-канала CardReview «Говорить о том, что банки делают это как-то втихаря, неправомерно. Не могут же банки об изменении каждого тарифа заказывать рекламный ролик. Это не в их интересах. Поэтому они просто их меняют, потому что меняется экономика у самого банка. Платежные системы, Центральный банк могут вводить к ним дополнительные какие-то требования, вводить новые комиссии. Например, НСПК вводит комиссию за использование СМС-подтверждения при операциях оплаты по картам. Если у банка затратная часть растет, он вынужден как-то и доходную часть регулировать».

В случае слушательницы, который мы описали в начале сюжета, банки перестали быть партнерами, поэтому условия операций между ними изменились. Партнерство банков тоже напрямую зависит от обстановки вокруг: сегодня организациям выгодно сотрудничать, а завтра у одной из них, например, сменился владелец, и партнерство закончилось. Получается, и эти нюансы клиенту нужно иметь в виду, чтобы не отдать лишних денег. Некоторые банки даже прописывают в договорах: клиент как минимум раз в месяц должен сам интересоваться тарифами. Но, с другой стороны, неужели банку трудно направить хотя бы пуш-уведомление или письмо об изменениях условий?

Недавно «Известия» обращали внимание: как минимум 15 крупнейших банков начали взимать комиссию за «стягивание» денег. То есть пополнение счета со своей же карты другого банка. Средняя стоимость операции составляет 1-2%. Такими действиями кредитные организации борются с оттоком денег, подчеркивали эксперты. В их числе ВТБ, «Открытие», «Тинькофф», Альфа-банк, Райффайзенбанк и другие.

Ранее в ВТБ Business FM подтвердили, что плата за переводы появилась с 1 мая 2023 года. Сейчас взимается 1,25% от суммы перевода, минимум 30 рублей. Клиенты банка пишут, что узнали о комиссии лишь постфактум. А в Росбанке, к примеру, размер такой комиссии равен 1,75% от суммы операции. Но остается возможность воспользоваться системой быстрых платежей. Через нее в зависимости от банка в месяц можно перевести 100-150 тысяч рублей бесплатно.

Аналитики подчеркивали, что и при снятии наличных выше лимита банки поднимают комиссии. Например, в Газпромбанке, если берешь в банкомате больше 1 млн в месяц, нужно заплатить от 1% до 10% от суммы снятия.

Андрей Чирков считает, что говорить о тенденции к увеличению комиссий можно. У банков выросли затраты, в том числе на изготовление пластиковых карт. По словам Чиркова, одна карточка обходится сейчас в 5-7 евро вместо 50 рублей полтора года назад.

Успешно оспорить неожиданные комиссии за снятие наличных или при переводе на карту другого банка у клиента вряд ли получится, говорят специалисты. Поэтому нужно внимательнее следить за тарифами вашей кредитной организации и лишний раз уточнять информацию у службы поддержки.

Источник: bfm.ru

Next Post

Можно ли заменить отпуск денежной компенсацией

Источник:Phototimes/Dreamstime. Возможность выбрать деньги вместо отпуска есть только у работников, чей отпуск длиннее стандартного. Напомним, что по общему правилу продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска – 28 календарных дней. При этом отдельные категории